Вроде бы ничего особенного? Или наоборот что-то особенное?
Появились монеты с изображениями Высоцкого и Цоя.
Вроде как почтили память. И вроде бы из пущего уважения.
Но вряд ли Высоцкому и Цою приятно быть денежными знаками. И вообще, сомнительно, что приятно быть разменной монетой. И не важно, какого номинала: копеечного или миллионного. Конечно, всё продажно. Увы, разумеется. Но ладно, уж пусть тискают продажных цезарей, национальных и религиозных лидеров. Их как-то и не жалко.
Впрочем. едва ли хоть кому-нибудь приятно быть затисканным или быть легко, или тяжело конвертируемым. У меня есть французская купюра с изображением Эжена Делакруа, сто франков, и я не смог бы её сейчас использовать. Как-то неловко перед моим тёзкой.
Возможно, у меня излишне странное отношение к некоторым проявлениям условной цивилизованности. Однажды в (не самой известной) газете появилась моя фотография. И небольшая публикация, притом вполне благожелательная. Но от этого было не очень приятно. Непросто изъяснить всё, что хотелось бы, по этому поводу.
***
Триглаз – это почти случайный образ, который появился на мониторе. Но всё же это не совсем случайный образ. Это попытка уйти или попасть в запредельное.
***
В изначально-древних традиционных культурах сохранилось магическое понимание любых специально созданных изображений. Например, рисовали зверя и танцевали около него и пронзали его копьями. Создавали изваяния предков для поклонений. Делали кукол врагов, чтобы проще их победить или извести. А точнее сказать, до сих пор такие традиции сохранились. Например, что в практиках Вуду это обычное дело.
Есть мнения, что в условно-цивилизованном обществе изображения (и растиражированные изображения) не имеют никакой магической нагрузки. Но, скорее всего, эти мнения ошибочны. Скорее всего, не очень много тех, кто знает, как можно манипулировать фотографиями, рисунками или куклами. Но такие личности есть, а в сообществах Вуду таковыми являются все без исключения.
Не следует думать, что Мы Высокоцивилизованные. И ушли в своём развитии далеко вперёд. И значительно опережаем некие отсталые племена. Вероятнее всего — это заблуждение. Разумный человек может проанализировать хотя бы историю 20 века. Вроде бы цивилизованного века. Но в этом веке Мао Цзэдуну ежедневно привозили самых красивых девочек и мальчиков со всего Китая для сексуальных забав. А в Кампучии прославились Пол Пот, Иенг Сари и некоторые людоеды из красных кхмеров.
Цивилизованные вроде бы люди оказываются в экстремальной ситуации, когда надо любой ценой выжить… и теряют свою воспитанность. Примеры можно вспомнить. Поэтому, не надо думать, что прогресс очень нас изменил. Пожалуй, мы вполне цивилизованы только в рамках своей привычной культуры и государственности.
***
Так вот. Многие популярные «звёзды» как-то на диво быстросмертны. И причину этой быстрости можно поискать в растиражированности их изображений. Примеров множество. А также известно, что на службе у светских политиков имеются маги, экстрасенсы или колдуны, которые обеспечивают хотя бы какую-то защиту от вынужденной публичности. Этим же можно объяснить использование двойников в политических и светских мероприятиях.
В культурных традициях многих народов было (и сохранилось местами) утаивание настоящего имени человека. Чтобы враги не знали и не могли извести наговором на имя. Ребёнку давали общеизвестное для всех имя, а также имя, которое использовалось только в кругу семьи. Так было и на Руси до христианизации, и долгое время сохранялось уже после «крещения огнём и мечом».
Поэтому меня и не обрадовало появление моей фотографии в прессе. Это можно обозвать обычным суеверием. А можно попытаться как-нибудь понять. Хотя, конечно, чем больше знаешь и понимаешь, тем сложнее живётся.
Между прочим, я много лет профессионально занимаюсь фото и видео съёмкой. И давно заметил, что это занятие сказывается на внутреннем и эмоциональном состоянии. И начал искать какую-нибудь защиту, и небезуспешно. Существует несомненная взаимосвязь между многими аспектами и проблемами фото-видео-работы, но это отдельная тема…
Благо, появился фотошоп. Учитывая многое, можно обрабатывать и свои, и чужие фотографии. Это некая возможная форма защиты.