Мужское обнажение во время совершения колдовских ритуалов прослеживается по ряду источников, связанных с разными эпохами и континентами. Китайские экзорцисты «самоотверженно и яростно» размахивали над лежащими больными своими церемониальными мечами, изгоняющими зловредных призраков. «При этом волосы у них часто распущены и покрывают обнаженное тело, а в зубах зажат кинжал». Так они пытались избавить несчастных от демонов безумия, горячки и лихорадки, отваживали от страждущих «злобные силы, приводящие к женскому бесплодию». По сообщениям авторов XVII в., подтверждаемым данными фольклора, лапландские шаманы «практиковали камлание в совершенно обнаженном виде, как и многие другие арктические народы». Они «добивались настоящего каталептического транса, во время которого их душа, дескать, спускалась в Преисподнюю, чтобы сопровождать покойников или отыскивать души больных».
В раннесредневековой Испании во время гонений на последователей епископа Присциллиана один из поддерживавших его еретиков под пытками признал себя виновным в совершении вредоносных магических ритуалов. Он покаялся в разнообразных нарушениях морали: регулярном «общении с бесчестными женщинами» и в неоднократном совершении кощунственных молитв Богу в обнаженном виде. По итогам расследования он и его соратники-еретики были осуждены на смерть и казнены.
Далеко от места описываемых событий наблюдаются сходные сцены. Индийский колдун и его клиент во время совершения обрядов всегда «должны быть обнажены». Вероятно, в данном случае нагота стала необходимой для того, чтобы снять все существующие барьеры между ними и магическими силами. Африканские материалы вновь подтверждают указанную закономерность. Колдуны народности иджо, жившие в дельте реки Нигера, верили, что наибольшую магическую силу чародеи набирают к полуночи, когда выходят из домов. Колдуны неспешно «собираются группами и танцуют обнаженными вокруг домов, а затем отправляются дальше по своим делам».
Славянские материалы рисуют облик колдунов, занятых привычным делом: причинением всевозможного вреда односельчанам. «Желая сделать так, чтобы у соседей не держался скот», колдун тайком проникал к ним в хлев.
Оказавшись в хозяйственной постройке, он совершал простой, но зловещий обряд: «трется голым задом об углы, чтобы хлев стал «голым» (т.е. пустым), как голый зад». Нагота в момент совершения колдовских обрядов характеризует не только ведьм и колдунов, но и совсем фантастических бесполых персонажей мифологии – ходячих мертвецов. Они также способны похитить урожай у неудачливого крестьянина: «Пройдет по твоему полю, и у тебя ни чёрта не будет. Разденется догола и ходит по твоей ржи».
Обнажение характерно и для магических действий шаманов. «Видя себя обнаженным, полностью освобожденным от бренных и преходящих плоти и крови», он на магическом языке шаманов освящает себя для выполнения грандиозной задачи – опасного, но необходимого людям контакта с миром духов. Один из чукотских шаманов будто бы «погружался под землю вместе с бубном голый, уходил далеко» и вновь выходил на поверхность земли. Затем он возвращался обратно из трансцендентного пространства в реальный мир и громко стучался снаружи в собственную дверь. В определенных ситуациях шаманы требовали частичного обнажения от обращающихся к ним женщин. Предсказывая судьбу младенца, сибирский шаман, поплевав на берестяные фигурки, приклеивал их к обнаженному телу женщины. «Если фигурка прилипала, он говорил, что ребенок будет жить, если нет – умрет». Бесплодные попытки избавиться от притягательной, но зловещей власти духов, предпринимаемые будущим шаманом, также порой осуществляются в обнаженном виде. Известно, что прежде чем стать шаманом, человек заболевает специфическим расстройством поведения. Своеобразная «шаманская болезнь» проявляется в утрате интереса к жизненным потребностям: в том, что он не ест, не пьет, не спит. Его постоянно преследуют духи, требующие взаимодействия с ними.
Многовековые традиции, связанные с обнажением, вполне логично переместились из сферы колдовства на новую конфессиональную почву, приобретая здесь иные функции. Основатель так называемой религии «пляски духов» в свое время пережил экстатическое состояние, предрешившее его дальнейшую успешную наставническую карьеру. Родоначальник специфического культа, пророк Вовока, в состоянии транса взобрался на высокую гору и встретил красивую женщину, одетую в белое. Она открыла ему, что таинственный и всемогущий «Хозяин жизни» находится на вершине горы. Будущий пророк незамедлительно сбросил с себя всю одежду, помылся в ближайшей реке и в состоянии полной ритуальной наготы предстал перед загадочным правителем мироздания. Последний, видя перед собой достойного ученика, точно знающего, что следует делать при встрече со сверхъестественным существом, всем своим видом доказавшего полную преданность и способного решительно действовать ради общего блага незамедлительно выдал ему всякого рода суровые наказы нравоучительного характера, обязательные к исполнению. Первый из них заключался в противодействии опасным переселенцам: «не допускать белых на территорию».
Второе обязывало отказаться от алкоголя и постоянно «бороться с опьянением». Третье призывало к мирному сосуществованию с соседними племенами и содержало запреты нравственного характера: «отказаться от войны и полигамии». Затем, по завершении общения, мистический властитель мира дал ему несложную молитву, которую незамедлительно «надо было передать людям».
Подводя итоги, отметим, что обнажение присутствовало в колдовских обрядах народов, живших на земле в разные периоды истории на далеких друг от друга частях света. При несомненном различии культур между обрядами наблюдаются ощутимые черты сходства. Обнажение становилось обязательным и весьма часто достаточным условием для начала волшебства, магических действий и непременным условием для вступления в контакт со сверхъестественными силами. Языческое мировоззрение предполагало регулярное, обусловленное календарной обрядностью взаимодействие с неперсонифицированными силами природы, преимущественно при сборе трав и при сельскохозяйственных работах. Последний случай предполагал перераспределение результатов труда в пользу свершителя магических действий. В качестве «адресата» обнажения для сибирских народов, приверженных шаманизму, выступали духи, с которыми нагой чародей мог вступить в непосредственный контакт.
Христианизированное мировоззрение привнесло в осмысление ритуальной наготы новые черты. Обнажение стало обязательным условием близкого контакта с дьяволом, нечистой силой и своего рода обязательным элементом внешнего облика во время ведовских сборищ
Обнаженные волшебники (колдуны, шаманы): роль открытого тела в магическом обиходе.
Пулькин М. В.