Похороны насекомых — магический ритуал, воспроизводящий погребальный обряд. Имеет охранительный или «отгонный», реже — продуцирующий характер. Объектом таких «похорон» могут быть мухи, пауки, тараканы, клопы, вши. В ритуалах этих «похорон» имитируются основные действия и элементы погребального обряда: смерть; обряжение в смертную одежду; прощание с покойником, отпевание, оплакивание, голошение; похоронная процессия, рытье могилы, собственно погребение (закапывание в землю), поминки. В них воспроизводятся также основные реалии погребального обряда: покойник; саван (рогожа, лоскут), гроб (корыто, ящик, коробка, носилки), могильная лопата (палка), могила (ямка), кладбище (огород, поле), поминальная еда.
В обряде может присутствовать как полный набор этих элементов (редко), так и только один из них (например, название обряда или закапывание в землю).
Обычай хоронить мух, тараканов и клопов практикуется не только на Семенов день, но и на Воздвиженье, и на Покров, и на некоторые другие праздники. Похороны, как правило, устраивают девушки, для чего вырезывают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачами и причитаниями), выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы или «рукотерником» (полотенцем), или мужскими штанами, или берёзовым веником, или женским фартуком, или платком, или последним снопом, и приговаривать:
«Муха по мухе, летите мух хоронить»,
«Мухи, вы, мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь»,
«Кыште, мухи, кшыте, блохи,
Кыште, малые ребята,
Нам зиму зимовать,
А вам лето летоватъ,
Уходите из дому».
Похороны сопровождались специальными песнями, например:
«Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали».
С изгнанием мух связана и специальная примета: «Убить муху до Семина дня — народится семь мух; убить после Семина дня — умрет семь мух». В Северном Белозерье похороны мух совершались как взрослыми, так и детьми, обычно утром или днём, причём мух хоронили или в «гробике» («спичельном ящике»), или просто закапывали в землю на улице: «в любом месте», на краю огорода или под углом дома. В некоторых уездах такие похороны приурочивались к празднику Воздвиженья: до восхода солнца делали коробочку, пускали в неё муху, блоху и клопа и зарывали в землю со словами, чтобы в доме в веке не было этого «живота».
Источники:
Манойлова О. Обряд похорон мух в осенние праздники в восточных районах Вологодской области // Известия Вологодского общества изучения Северного края. Выпуск XV. – Вологда, 2006.
Толстая С.М. Похороны животных, предметов и др. // Славянская мифология. Знциклопедический словарь. Изд. 2-е. – М., 2002.
Агапкина Т.А. Похороны символические // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М., 2009. — Т. 4.
Климова Г.А. Насекомые в обрядах и поверьях новгородских крестьян (вторая половина XIX – XX в.в.) // Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника [Текст] : 2006 / Новгородский государственный объединенный музей-заповедник ; сост., ред. Т. Н.Казармщикова. – Великий Новгород, 2007.
Автор: В. Карнач